Браян Блок начал свою карьеру как бизнес-теоретик и затем в конце 1990-х перешел в финансовую журналистику. Его опыт в финансовой индустрии несколько лет назад привел его в область частной торговли, которую он находит особенно полезной и увлекательной. Как часть своей работы по персональным финансам, Браян помогает частным инвесторам.
Как известно, среди трейдеров и инвесторов нередко встречается так называемый «стадный инстинкт», когда они просто подражают толпе и не в состоянии сделать независимый анализ рынка. Менее известным и, в некотором смысле, более тревожным является тот факт, что такое же явление есть и среди аналитиков. Учитывая, что как институциональные, так и частные инвесторы полагаются на этих людей при принятии торговых решений, получается, что они также часто идут с толпой, а не руководствуются своими собственными оценками.
Стадное поведение
Инвестиционная литература достаточно ясно показывает, что аналитики имеют тенденцию сходиться к «преобладающему прогнозу» или так называемому «консенсусу». Другими словами, они не склонны «высовываться» и более-менее рекомендуют те же самые активы для инвестиций, что и их коллеги. Они, скорее всего, не подвержены приступам жадности или паники, как некоторые частные трейдеры, но все равно, движение с потоком (или толпой) — это не то, для чего вообще нужны аналитики. В худшем случае, можно было бы утверждать, что трейдерам и инвесторам просто не нужны аналитики, если они не делают свою собственную «домашнюю работу» и не формируют свое собственное мнение.
Прогнозы, которые отклоняются от прогнозов коллег, обычно упоминаются как «смелые», тогда как те, которые идут в общем потоке, называются «массовыми». В то время как чрезмерная смелость, очевидно, может быть опасна для инвесторов и самих аналитиков, чрезмерная склонность к массовости, конечно, делает анализ немного бессмысленным. В конце концов, если аналитики становятся частью спекулятивного пузыря, они теряют свою объективность и независимость.
Смелые или массовые прогнозы
Аналитики, которые более уверены в своих информационных источниках и, возможно, в своих собственных способностях, склонны быть более смелыми. Поэтому, опыт должен повышать уровень смелости и в целом, кажется, способствует этому. Работа на крупные брокерские компании, очевидно, повышает уровень смелости прогнозов и позволяет делать прогнозы без излишних усложнений. Наличие устоявшейся репутации, как аналитика, также смягчает опасения прослыть «белой вороной».
Наоборот, следование за толпой более характерно для неопытных аналитиков, которые испытывают недостаток уверенности, работают на менее крупных брокеров и склонны все усложнять. Они боятся отклониться от «мейнстрима». Также может наблюдаться эффект следования за лидером, когда один или несколько аналитиков расцениваются как гуру, и остальные слепо следуют за ними.
«Карьерные беспокойства» являются другим важным фактором. Клемент Це предупреждает, что по этой причине аналитики «ищут безопасность в прогнозах, которые близки к консенсусу». Это подразумевает, что излишняя смелость может стоить аналитикам карьеры. Ирония в том, что, как не удивительно, но практика показывает, что проявленная смелость увеличивает точность прогноза. В конце концов, смелость отражает частную информацию (не доступную всем), оригинальное мышление и готовности быть «выскочкой». Так что аналитики действительно должны быть достаточно смелыми, чтобы максимизировать свою эффективность.
К следованию за толпой могут вести и различные другие факторы. Интересно, что сразу перед большим крахом 2000 года Джон Грэхам привлек внимание к некоторым из них. Например, может быть, что многие аналитики получают ту же самую информацию, кото
рая неизбежно ведет к «стадности» прогнозов. То есть не до конца ясно, сколько частной информации действительно доступно и в какой мере это используется. Аналитики могут также исследовать рыночные активы, например акции компаний, теми же самыми способами, что является своего рода методологической «стадностью», а не поведенческой.
Что делать инвесторам?
Во-первых, инвесторы действительно должны знать, используют ли они «смелые» или «массовые» прогнозы. Это принципиально важно, поскольку эти два вида прогнозов полностью отличаются по своему подходу и по своей ценности. Внимательное чтение аналитических обзоров и их сравнение с другими, должно помочь выяснить, с каким видом аналитики вы имеете дело. Но, безусловно, это будет отнимать много времени и в этом нет особой необходимости.
Во-вторых, есть вопрос «цены — качества». Насколько ценны массовые прогнозы? Это спорный момент, и они, конечно же, стоят недорого (если вообще что-то стоят). Массовые прогнозы, как правило, публикуются в средствах массовой информации.
В-третьих, знать о скрытых «стадных» аналитиках. Если вы имеете активно-управляемый фонд или портфель у какого-либо брокера или банка, они могут управляться также под влиянием таких аналитиков. Хотите ли вы этого? В любом случае, вы имеете право это знать.
В-четвертых, сами аналитики должны понимать свою роль и задачи. Они должны иметь в виду, что, если они смелы и делают все правильно, то, конечно же, будут вознаграждены через какое-то время. Если они окажутся неправы по уважительным причинам, вроде стихийных бедствий или непредсказуемых рыночных аномалий, их работодатели и клиенты должны с пониманием отнестись к этому.
Как противостоять массовой аналитике
Учитывая описанные выше факторы, наличие «стадной» аналитики выглядит неизбежным. Однако, если частные и институциональные инвесторы ясно дадут понять, что хотят видеть оригинальные и свободные взгляды, это могло бы поощрить более смелые прогнозы. Точно так же, работодатели должны гарантировать аналитикам, что такие прогнозы будут должным образом вознаграждены и не будет никакого осуждения за рациональные и хорошо-аргументи- рованные прогнозы, даже если они, в конечном счете, окажутся неправильными. С точки зрения карьеры, смелость аналитиков должна быть вознаграждена соответствующим образом, а консерватизм и следование за «мейнстримом», наоборот, должны мешать карьерному росту.
Заключение
Реалии рынка аналитических услуг таковы, что аналитики подвержены «стадному инстинкту», как и инвесторы. В этом нет ничего хорошего, потому что массовость подразумевает отсутствие оригинального мышления, что, конечно же, противоречит самому понятию аналитики. Консенсус мнений может иметь определенную пользу, но каждый заинтересованный инвестор должен знать, действительно ли это то, что он хочет получить. Безусловно, смелый анализ не обязательно оказывается лучшим, хотя очень часто это бывает именно так. Сама рыночная индустрия должна поощрять смелых аналитиков, обеспечивая им лучшие карьерные перспективы.