Ваш голос в океане шума: 25 способов докричаться до читателя

Электронная книга «Ваш голос в океане шума» предназначена для всех, кто так или иначе работает со словом: для писателей, копирайтеров, журналистов, бизнесменов, блогеров. 220 страниц, 25 глав — и каждая посвящена отдельному аспекту ясного и эффективного текста. Никаких длинных теоретических занудств, только живой, применимый на практике опыт. Книга написана профессиональными редакторами, много лет сотрудничающими с крупнейшими издательствами России.

25 шагов к безупречному тексту

Эта книга даст прочную базу, если вы начинающий автор, и приведет в порядок знания, если вы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Понимая, как устроен рабочий процесс от идеи (технического задания) до чистового текста, и владея нужными навыками, вы больше не будете вымучивать абзац за абзацем. Работа станет ясной и предсказуемой — и вы начнете получать от нее удовольствие. Упростите рутину и займитесь творчеством. Писать хорошие тексты не только интересно — вы сможете гордиться сделанным, а заказчики не раз скажут вам спасибо.

PDF-книга «Ваш голос в океане шума». Купите ее сейчас — и она будет у вас через пять минут.

Ваш голос в океане шума

25 способов докричаться до читателя

Объем книги — 220 страниц, она разбита на 25 глав. Каждая глава — это отдельный аспект ясного и эффективного текста. Отдельный инструмент, который можно использовать независимо от других. В то же время если вы прочтете всю книгу, то получите целостное представление о работе со словом. Авторы последовательно проведут вас через все этапы: от превращения замысла в тему и план до поиска и исправления особо каверзных ошибок. Каждый из этих шагов так или иначе будет решать главную задачу вашего текста.

Что бы ни думал сам пишуший, у любого текста есть задача: продать, убедить, объяснить, обратить на себя внимание. Развлечь, заставить задуматься — в случае с художественными произведениями. Он не работает, если не решает эту задачу, — и тогда уже не важно, насколько он красив, содержателен или оригинален. Когда автор не понимает, как устроен написанный им текст, читатели закрывают его на первых абзацах, издатели высокомерно молчат, а заказчики часто остаются недовольны.

Случается и такое, что автор знает, чего и как он хочет добиться, — но раз за разом не справляется. Эта проблема знакома тем, кто пишет второпях и сразу начисто. Создавать хорошие тексты непросто, если нет эффективной стратегии. То ли дело, когда вам известен и понятен каждый шаг на пути от идеи к готовому тексту.

«Ваш голос в океане шума» станет для вас таким путеводителем. В книге вы найдете всё, чтобы научиться писать хорошо тексты любого объема и сложности, в любом стиле, для любой аудитории.

Для кого эта книга

Эта книга — для вас, если вы:

  • копирайтер

и желаете писать быстро, легко и дорого;

  • специалист по SMM

и хотите собирать много лайков и перепостов;

  • контент-менеджер

и стремитесь отточить навыки работы с текстом до автоматизма;

  • инфобизнесмен

и пришли к мысли, что в тексте важны не только продающие приемы;

  • журналист

и хотите, чтобы ваши материалы всегда дочитывали;

  • рекламист

и вам нужно, чтобы вас понимала любая аудитория;

  • технический писатель

и тоскуете по простому, доступному человеческому языку;

  • литератор

(да-да, в книге уделено немало внимания и художественной прозе);

вам просто приходится много писать по работе, но у вас не очень хорошо получается.

Эта книга вам не подойдет, если вы:

  • не ставите далеко идущих планов и довольствуетесь своим нынешним писательским уровнем;
  • считаете, что грамотность, стиль, композиция не важны — лишь бы было понятно;
  • уверены, что для написания книги достаточно таланта и вдохновения;
  • ищете простое решение и не готовы читать двести с гаком страниц;
  • получили профильное образование, имеете большой опыт и о работе со словом знаете не меньше авторов.

А если вы только планируете попробовать силы в создании продающихся текстов или делаете первые шаги — вам тем более стоит начать с системных знаний, чтобы потом не пришлось переучиваться.

Авторы

Александр Петров

Литературный редактор, журналист, предприниматель. Работал с издательствами «Эксмо», «Манн, Иванов и Фербер», «Альпина паблишер» и «Альпина нон-фикшн», «Иностранка», «Азбука», «Питер», «Лениздат» и др. В прошлом главный редактор московского издательства «Фантаверсум». С 2010 года организует литературные и учебные мероприятия. Основатель и руководитель бюро «Ответственный редактор».

Ольга Нестерова

Литературный редактор (основная работа с 2008 года), копирайтер, верстальщик. Закончила Северо-Западный институт печати. Сотрудничает с издательствами «Эксмо», АСТ, «Питер», «Крылов», «Иностранка», «Книжный клуб „Фантастика“». Интроверт, зануда, тонкий ценитель прекрасного, о плохих текстах знает всё.

Цитаты

Хороший текст льется подобно музыке. Изменения ритма делают его живым, заставляют дышать. Дирижировать этим ритмом позволяют два инструмента: длина предложений и их структура.

Неудачный заход и провальный финал вредны по-разному — но обе проблемы имеют один корень: неумение (или нежелание) автора работать с композицией. Он видит свою задачу в том, чтобы изложить читателю некий объем информации (или сюжет, если мы говорим о художественной литературе). Но о том, как подавать эту информацию, он не задумывается — начинает со случайного места, заканчивает, когда больше сказать нечего.

Основную смысловую нагрузку в русском языке несут существительные и глаголы. Характеристики, выраженные прилагательным или наречием, нужны в двух случаях: когда они сообщают дополнительную информацию о предмете и когда помогают создать выразительный образ. Если они не делают ни того, ни другого, скорее всего, это шумовые слова.

Если вы пишете для Интернета, значит, вам придется постоянно бороться за ускользающее внимание читателя. Поймать и удерживать это внимание помогают визуальные материалы, средства выделения и рубрикации — попросту говоря, все, что сразу бросается в глаза.

Обычно автор концентрируется на том материале, который лежит в основе статьи, книги и пр. А вот информационный фон — то есть второстепенные факты — остается без внимания. Так в текст пробираются ошибки, каждая из которых способна подорвать доверие читателя.

Однотипность заголовков второго-третьего уровней может быть важнее, чем интересность каждого по отдельности. Хорошо, если при беглом просмотре они складываются в подобие конспекта.

Если «структурный» способ составления плана предназначен для того, чтобы упорядочить уже известную информацию, то «творческий» больше подходит для поиска и систематизации новых идей. Он построен на противоположном принципе: вы идете не от сути к частностям, а наоборот.

Для черновика естественно быть грязным. Это не значит, что нужно намеренно упрощать и коверкать язык, — если вы выработали хороший стиль и он дается вам легко, пишите так, как привыкли. Но если вы чувствуете, что тратите много сил и времени на поиск нужных слов и связывание их между собой, — это сигнал, что вы отвлеклись от главного.

За автора должен говорить текст. Большинство прочтет только его и не станет обращаться к вам за разъяснениями. А если в написанном вами что-то может быть понято неправильно, совершенно точно оно будет понято неправильно какой-то частью читателей.

Если вы пишете как все — используя общеупотребительную лексику и не задумываясь над выбором слов, — значит, ваши тексты такие же, как у всех. У вас такие же рассказы, как десятки тысяч других рассказов, такие же посты в блоге, как сто миллионов других постов. Такие же уникальные рекламные предложения, как у девяти из десяти конкурентов. Слова, которыми вы пытаетесь донести до читателя свои идеи, не очень-то воспринимаются как смысловые единицы. Вы должны разбудить текст.

Пролистайте несколько разворотов из разных глав книги, чтобы посмотреть, как она сверстана.

Содержание

I. Вы пишете

Для многих авторов самое сложное — написать хоть что-нибудь. Если это и про вас тоже, первая треть книги поможет вам навести порядок в мыслях, собрать недостающую информацию и сделать крепкий черновик.

Глава 1. Мысли о смысле. Беспорядок в голове автора — причина того, что тексты остаются ненаписанными или, если все-таки появляются, оказываются нечитаемым потоком сознания. Как привести мысли в порядок и выделить главное? Как решать творческую задачу? Что такое тема и идея, чем они отличаются и как быть, если идеи нет? И сакраментальный вопрос: что делать, если хочется написать бестселлер?

Глава 2. Для кого вы пишете. Что бы вы ни писали, ориентируйтесь не на случайного, а на целевого читателя. Двенадцать вопросов из этой главы помогут нарисовать портрет ЦА. Вы также узнаете, как писать для нескольких аудиторий (например, для детей и родителей) и как — если ну очень хочется — писать для всех. Здесь же наш любимый прием: «письмо другу».

Глава 3. Текст в правильном стиле. Функциональные стили — это как дресс-код, только для текста; не все про них знают, но все способны почувствовать фальшь. В третьей главе мы расскажем о выразительных средствах разных стилей, в частности, вы узнаете о языке рекламы, языке Интернета и языке публичной речи.

Глава 4. Без плана ни шагу. Есть авторы, которым претит составлять план; они пишут либо плохо, либо мучительно, либо только маленькие тексты. Есть авторы, которые просто не умеют составлять план, — и именно для них написана эта глава.

Глава 5. Недостаточно фактов… нужно больше фактов. Что делать, когда информации слишком мало? Что делать, когда информации слишком много? Что делать, когда времени в обрез, а тема совсем незнакомая? Как удержать в голове и привести в порядок все, что удалось выгуглить? Бонусом — несколько наставлений перфекционистам и прокрастинаторам.

Глава 6. Начните с альфы… и омеги. В этой главе мы рассказываем о двух вещах — как привлечь внимание незнакомого вам человека и как добиться от текста того эффекта, ради которого он писался, — и даем практические шаблоны эффектных заходов и ударных, осмысленных концовок для текста.

Глава 7. Просто сядьте и напишите. У вас бывает такое, что текст не идет? Бывает, да? А знаете почему? Потому что вы не пишете, а занимаетесь чем-то совсем другим. Мы расскажем, чего нужно избегать на этом этапе, и научим вас писать легко и быстро.

Глава 8. Ваш первый слушатель. Случается, автор читает черновик кому-то — другу, родственнику, коллеге. Это на первый взгляд пустяковое дело требует осознанного подхода — иначе вместо пользы будет одно расстройство.

II. Вы переписываете

Во второй части книги мы расскажем, как привести в порядок уже написанный, но не слишком удачный текст. Эти девять глав будут также полезны тем, кому приходится переделывать чужие «креативы».

Глава 9. Дозируйте информацию. Если текст уже написан, но в нем черт ногу сломит, эта глава поможет привести все в порядок, структурировать и разбить на разделы. Здесь же мы рассказываем об использовании заголовков и списков.

Глава 10. Сквозное чтение. В Интернете человек не читает, а сканирует страницы, причем с большой скоростью и не особо задумываясь, а потому вам нужно знать, как поймать и удержать его внимание.

Глава 11. Не текстом единым. Еще одна глава о том, как писать для Сети — вернее, о том, как разгрузить текст от избыточной информации. Cсылки, сноски, иллюстрации, инфографика — мы расскажем, как использовать все это с толком.

Глава 12. Место для каждой мысли. Вы когда-нибудь задумывались о том, что каждый абзац — это самостоятельный текст, раскрывающий одну-единственную мысль? Следовательно, у него должна быть структура, верно? А чем обусловлена его длина? И для чего нужны абзацы из одного предложения?

Глава 13. Искусство сплетать слова. Здесь мы с вами разберем приемы, позволяющие делать текст связным (то есть логичным и легким для чтения) на уровне предложения, абзаца и более крупных блоков. А еще мы развенчаем миф о том, что слова-связки — это мусор, от которого во что бы то ни стало нужно избавляться.

Глава 14. Следите за ритмом. «Монотонный текст уныл, рваный ритм — это круто», — вот краткое содержание главы. Впрочем, у телеграфного стиля и размеренного неторопливого повествования есть свое особое назначение. Да, а вы знаете, что такое инверсия?

Глава 15. Для тех, кто слышал звон. Всем наплевать на факт-чекинг, оттого в Интернете так много лабуды. Мы расскажем вам, как правильно проверять факты, числа, имена собственные, цитаты, термины и пр. В конце главы — удобный чек-лист.

Глава 16. Счастье — это когда тебя понимают. Здесь мы поговорим об умении дозировать информацию, писать понятно и объяснять сложные (или наоборот, очевидные) вещи.

Глава 17. Проверено на людях. Вы когда-нибудь обращались за помощью к бета-ридерам? Нет? А напрасно. Любой сколько-нибудь крупный и сложный текст, начиная от статьи или лендинга и заканчивая книгой, стоит протестировать, прежде чем сдавать заказчику или выносить на суд широкой публики. Вы узнаете: кто такие бета-ридеры, где их искать, что от них требуется, сколько их должно быть, нужно ли им платить, как с ними обращаться — ну и, конечно, как работать с негативом.

III. Вы редактируете

Множество мелочей, не всегда очевидных непосвященному, отличают «вроде бы неплохой» текст от текста профессионального. Именно с этими мелочами мы разберемся в последней части книги.

Глава 18. Миф о врожденной грамотности. Если вы уверены, что грамотность не важна, главное, чтобы текст был понятен, то у нас для вас есть плохая новость. Если вы считаете себя абсолютно грамотным, ничего хорошего мы вам тоже не скажем. Эта глава — о том, как важно сомневаться в себе и планомерно развивать знание языка и его таких непростых правил. Обзор полезных сервисов прилагается.

Глава 19. Проще — значит яснее. Подборка довольно разнородных вещей, способных упростить текст и сделать его более понятным; особенно полезна будет тем, кто любит громоздить длинные сложноподчиненные предложения.

Глава 20. Словесный шум. Выжимаем из текста «воду». Ищем шумовые слова, не несущие смысловой нагрузки. Боремся со штампами.

Глава 21. Для людей, а не для роботов. Канцелярит… Этим недугом больны все, кто пишет, — от школьника до профессора. От него не спасет ни природное чувство языка, ни начитанность, ни внимательность — вирус канцелярита повсюду, он проникает даже в разговорную речь. Люди делают это неосознанно: превращают свои статьи, отчеты, рассказы, посты, письма в унылые жэковские объявления. Помочь здесь способны лишь две вещи. Вы должны знать, в чем это проявляется, и сознательно, систематически, не ленясь искоренять канцелярит из своих текстов.

Глава 22. Если вас покусал коммивояжер. Знаете такую категорию продавцов, которые ходят по квартирам или впаривают что-то людям на улице? Неблагодарная работа, их все не любят. На что только не пойдут эти бедняги, лишь бы продать ненужную человеку вещь. В их арсенале — самые сомнительные и давным-давно не работающие рекламные трюки. В главе 22 мы разберем, как очистить текст от такого рода вещей (это бывает особенно важно, если он не имеет никакого отношения к рекламе).

Глава 23. Разбудите ваш текст. Есть ли у вас привычка подбирать слова — или вы пишете первое, что приходит в голову? Сейчас мы попробуем оживить ваш текст и сделать его уникальным. Вы узнаете, как расширить активный словарный запас, и поэкспериментируете со стилем — а наставлять вас в этом деле будет ваш любимый автор.

Глава 24. Послушайте, как звучит ваш текст. Тексты, написанные для чтения вслух (речи, доклады, шпаргалки к живым мероприятиям), должны звучать хорошо. Но когда мы читаем молча, мы все равно спотыкаемся на труднопроизносимых местах — в этом виновата субвокализация, беззвучное проговаривание слов. Так что давайте раз и навсегда разберемся, что в тексте звучит хорошо, а что плохо.

Глава 25. О редакторах и корректорах. Если вы хотите получить безупречный и чистый текст, вам не обойтись без редактора и корректора. Поэтому вам не помешает — так, на всякий случай — знать, как делается вычитка в издательствах, где найти хороших специалистов, что они должны уметь и как их отличить от шарлатанов. Заодно мы развеем несколько мифов вокруг нашей профессии.

Вопросы и ответы

Чем ваша книга будет полезна мне как копирайтеру в чисто практическом плане?

Ну, например, прочитав и проработав ее, вы будете:

  • писать хорошо, писать для людей, писать по-разному тексты любого объема;
  • понимать целевую аудиторию и разговаривать с нею на ее языке;
  • искать не только в Google и «Яндексе» и отличать полезную информацию от фейков;
  • придумывать эффективные лиды (заходы, первые предложения текста);
  • работать эффективно и осмысленно, не отвлекаться на ерунду, не паниковать, делать все своевременно;
  • знать, что ваши тексты лучше, чем у 99% копирайтеров, — и понимать почему.

Чем она лучше других похожих книг?

Авторы учебников по копирайтингу и писательскому мастерству зачастую основное внимание уделяют внетекстовым факторам эффективности. «Ваш голос в океане шума» написали люди, которые приводят в порядок книги в крупных издательствах, так что здесь основной предмет — текст. Именно это средство вы выбрали, чтобы воздействовать на людей. Никакие рекламные шаблоны и психологические трюки не будут работать без сильного, ясного, грамотного текста.

Почему она стоит так дорого?

500 рублей — нормальная цена за хорошую книгу, хоть за бумажную, хоть за электронную. «Ваш голос в океане шума» мы писали полгода и считаем, что она получилась хорошей. Если хотите, это квинтэссенция полезных знаний о работе с текстом — а стоит она как чашка кофе с десертом в средней кофейне. Авторы практических учебных курсов, где дается сравнимый, а то и меньший объем материала, берут за обучение в разы или в десятки раз больше.

Да ну, нет, как-то дешево для учебного курса. В чем подвох?

Дело в том, что это не учебный курс. Это именно книга, а книги примерно столько и стоят. Мы сознательно выбрали такой формат подачи информации, поскольку он нам хорошо знаком. Когда мы подготовим практический курс, мы напишем об этом во всех наших комьюнити — и стоить он будет столько, сколько стоят курсы. Пока же мы предлагаем вам купить книгу.

Я бы предпочел поставить книгу на полку. Скоро она выйдет на бумаге?

Она никогда не выйдет на бумаге. Мы изначально создавали ее, чтобы распространять через Сеть в формате PDF. Если мы напишем что-то для публикации, это будет совсем другая книга. Так что не ждите и покупайте «Ваш голос в океане шума» в электронном формате — если только вы не приобретаете книги исключительно для заполнения места на полках. :)

В каких форматах я могу скачать книгу?

«Ваш голос в океане шума» распространяется только в PDF. Размер страницы — A5, как тетрадный лист, на планшетах и читалках, поддерживающих этот формат, она смотрится хорошо, на компьютере — отлично.

Есть ли у вас не книга, а именно учебный курс — с домашними заданиями, обратной связью и всяким таким?

Прямо сейчас мы не можем предложить ничего подобного, но несколько практических курсов пребывают на разных стадиях готовности. Как только мы закончим что-то — объявим об этом в соцсетях. Имейте в виду, что ни один из курсов не будет дублировать книгу «Ваш голос в океане шума», напротив, мы планируем отсылать к ней учащихся как к базовому источнику знаний, так что вам в любом случае стоит ее приобрести.

Почему вы решили учить людей?

Потому что люди не знают очевидных для нас вещей. Не умеют ясно мыслить. Делают не то и не так. Потому что у написанных копирайтерами или журналистами текстов мало шансов попасть на вычитку к редактору, и единственный для нас способ сделать с этим хоть что-нибудь — научить авторов писать хорошо. Считайте книгу нашим вкладом в дело борьбы с энтропией.

Когда я прочитаю вашу книгу, я смогу стать редактором?

Если под этим словом понимается литературный редактор вроде нас — то есть человек, который делает лучше чужие тексты, — то нет, увы. Для того чтобы стать редактором, нужно знать много узкоспециальных штук, которые остались за рамками книги. Но вы станете чертовски хорошим автором.

Что, если ваше обучение мне не подойдет?

Каждую главу этой книги можно использовать отдельно от остальных. Приложите хоть какой-то минимум усилий, чтобы освоить практические вещи, о которых мы рассказываем, — и вы расширите свой инструментарий, даже если в работе вам пригодится не все.

Какие гарантии вы можете дать?

Во-первых, мы гарантируем, что все описанные в книге приемы — рабочие, собственно, это наш профессиональный инструментарий. Во-вторых, мы гарантируем, что материал изложен доступно и, чтобы освоить его, не нужно ни гуманитарного склада мышления, ни практического опыта, ни даже высшего образования. Если что-то из прочитанного окажется для вас непонятным, мы обещаем персонально вам это разъяснить.

Итак, если вы:

  • обладаете чувством вкуса, но не имеете должных навыков и поэтому часто бываете недовольны написанным;
  • хотите создавать тексты любого объема и сложности;
  • устали учиться на собственных ошибках и противоречивых рекомендациях из Интернета;
  • давно собираетесь привести в порядок знания, накопившиеся в голове;
  • многое бы отдали за то, чтобы сделать рабочий процесс более понятным, последовательным и предсказуемым;
  • еще не попрощались с мечтой о творческой работе, результатами которой можно было бы справедливо гордиться;
  • просто не прочь пополнить свой арсенал десятком-другим верных приемов…

…значит, самое время купить PDF-книгу «Ваш голос в океане шума».

А хотите полезную штуку?

Если вы купите книгу сейчас, вместе с нею вы получите список для самопроверки «Работает ли ваш текст?».

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *