Соединенные Штаты
Дональд Трамп хочет пересмотреть договор NAFTA о свободной торговле с Мексикой и Канадой. Китай должен быть обвинен в манипулировании своей валютой. Также, Трамп обозначил перспективы введения ограничительных тарифов на китайский импорт.
С другой стороны, Трамп пообещал существенное снижение налогов, прежде всего, для компаний. Корпоративная налоговая ставка должна упасть с 35% до 15%, хотя взамен должно быть отменено большинство налоговых льгот.
Трамп хочет тратить больше денег на оборону, при урезании большинства других статей расходов. По сравнению с текущей ситуацией, дополнительный дефицит оценивается в общую сумму 5300 млрд.$ за следующие десять лет.
Трамп заявил, что в свой первый день исполнения служебных обязанностей введет мораторий на новые правила для федеральных агентств. Его планы включают отмену госконтроля в различных областях. Это применимо, например, к производству энергии и частично к финансовому сектору, а также подразумевает отмену реформы здравоохранения (так называемую «Obamacare»). Например, Трамп сильно критиковал, прежде всего, Акт Додди-Франка, принятый после финансового кризиса.
Мы повысили наш прогноз роста в 2017 году с 2.0% до 2.3% на фоне последних неожиданно сильных данных. Мы теперь предусматриваем немного более высокие темпы, чем в прошлом году (1.6%).
Однако, мы не ожидаем никакого «бума Трампа». С одной стороны, избранный Президент не сможет осуществить запланированное снижение налогов в полной мере, поскольку это очень сильно увеличило бы дефицит бюджета. Кроме того, любые снижения налогов будут, вероятно, иметь место только во второй половине этого или в начале 2018г. Воздействие на спрос запланированных инвестиций в инфраструк¬туру, вероятно, также переоценено. Трамп, в конце концов, не планирует какого-либо увеличения госрас¬ходов, но надеется мобилизовать частных инвесторов через налоговые уступки. Любые такие инвестиции в инфраструктуру, в любом случае, растянутся на не¬сколько лет из-за необходимого вовлеченного плани-рования. Кроме того, торговые конфликты, спровоци-рованные Трампом, могут навредить американскому бизнесу, что в свою очередь охладит их инвестиции.
Мы придерживаемся нашего предыдущего взгляда, что ядро инфляции не будет сильно расти, и может повыситься лишь незначительно. При этом, стоит отметить, что американская экономика находится близко к состоянию полной занятости.
Спустя год после первого повышения ставок, Федеральный Резерв, наконец, в декабре поднял ставку еще раз на 25 базисных пунктов.
В то же самое время, он полностью повернулся в сторону более агрессивного курса монетарной политики. Впервые оценка полиси-мейкерами процентных ставок за следующие несколько лет (так называемый точечный график) была поднята. Теперь она предполагает три повышения ставок в этом году, а не два.
Председатель ФРС Джанет Йеллен сейчас рассматривает рынок труда в намного более позитивном ключе. На недавней пресс-конференции она заявила, что он по существу вернулся к докризисной ситуации. Она больше не видит серьезного недоиспользования мощностей, и поэтому нет какой-либо необходимости в намного более щедрой фискальной политике. Курс, обозначенный вновь избранным Президентом Трампом, вероятно, поможет определить темпы будущих регулирований. Тем не менее, еще слишком рано говорить, какую экономическую политику будет проводить новая Администрация.
Следовательно, Федеральный Резерв возьмет паузу перед следующим повышением ставки. Мы предусматриваем два повышения ставки в этом году — в июне и декабре.
Китай
Ноябрьские индикаторы деловой активности Китая были в целом обнадеживающие. Промышленное производство выросло на 6.2% годовых, от 6.1% в сентябре. Если же рассматривать помесячные изменения, то промышленное производство расширилось на 0.5%, сохранив октябрьские темпы.
Розничные продажи подскочили до 10.8% годовых, от 10.0% в октябре. Кроме того, в месячном исчислении розничные продажи выросли в ноябре до 1%, от 0.8% ранее.
В то время как общие капитальные инвестиции в январе-ноябре устойчиво росли на 8.3%, частные инвестиции оставались слабыми, составив к ноябрю всего 3.1% годовых. Это указывает, что экономика Китая все еще сталкивается с серьезными проблемами.
Тем временем, инвестиции государственных предприятий оставались сильными и составили в ноябре 20.2% годовых. Доминирующее положение общественного сектора отражает усилия правительства по стабилизации экономики через расширение кредита.
В то время как стабильность роста ослабила беспокойства относительно «жесткого приземления» китайской экономики, вызовы сохраняются, поскольку экономика все еще сильно зависит от кредита.
Китайская экономика выросла в третьем квартале 2016 года на 6.7%, не изменившись по сравнению со вторым кварталом. С учетом сезонного фактора экономика выросла на 1.8% в третьем квартале, так же как и в предыдущем. Таким образом, в первые три квартала 2016 года экономика Китая выросла в среднем на 6.7% годовых — в соответствии с целевым диапазоном роста (6.5-7.0%).
Поскольку внешний спрос остается вялым, стабилизация китайской экономики происходит, в значительной степени, благодаря улучшению внутреннего спроса, особенно в автомобильном и секторе недвижимости. Продажи недвижимости в первых трех кварталах прошлого года выросли на 26.9% годовых, главным образом, за счет поддержки со стороны расширения кредитования коммерческих банков.
Однако, мы ожидаем, что эти драйверы будут недолгими. По нашему мнению, быстрое расширение банковского кредита подразумевает, что Китай в действительности не меняет своей модели роста, что может отразиться на экономическом росте в среднесрочной перспективе. Действительно, корпоративная задолженность продолжит нести риски для экономики в целом.
Наш базовый прогноз остается неизменным и предполагает, что Китай будет хронически иллюстрировать более низкий рост в ближайшие годы. Мы ожидаем, что рост составит 6.5% в 2017 и 6.3% в 2018г.
Долг нефинансовых корпораций повысился до 170% валового внутреннего продукта. С 2008 года это соотношение увеличилось на 72%. Этот долг сконцентрирован в секторах, которые страдают от избыточных мощностей и падающей нормы прибыли — в секторе недвижимости и строительстве долговое бремя выглядит особенно проблематично. Есть риски, что многие компании не смогут обслуживать свою долговую нагрузку в долгосрочной перспективе.
Правительство, вероятно, стабилизирует проблемные компании, чтобы предотвратить потери рабочих мест. В любом случае, многие обремененные высокими долгами компании принадлежат государству. Оборотной стороной этой политики является то, что такие меры поддержания нежизнеспособных компаний оттягивают ресурсы от здоровых компаний. Подобная «зомбификация» ослабит китайскую экономику на многие годы и не позволит ей быстро восстановиться.
Цены на жилье в ноябре увеличились на 30%, 18% и 8% в городах первого, второго и третьего уровня, соответственно. Рынок собственности все еще сохраняет восходящий импульс, но мы действительно сомневаемся относительно долговечности текущего ралли. За год рост кредита опережал ожидания, что несет определенные риски замедления в четвертом квартале. С января по ноябрь 2016 года долгосрочные ссуды домохозяйств (в основном, по закладным) составили до 45% от общего числа новых займов, по сравнению с примерно 20% в период 2013-2015гг.
Большое расхождение среди городов разных уровней показывает, что политика «единого подхода» не совсем эффективна. Китай начал проводить дифференцированную политику, чтобы помочь разгрузить запасы непроданных домов в городах нижнего уровня и ограничить рост цен в городах первого уровня.
Еврозона
Деловое настроение в промышленности продемонстрировало осенью разворот вверх. В декабре Индекс деловой активности достиг наивысшего уровня с апреля 2011 года — 54.9. Ни британский референдум по выходу из ЕС, ни выборы Дональда Трампа в США, кажется, не сильно сказались на производственном секторе.
Хороший настрой, в значительной степени, объясняется повышением глобального спроса. Индекс PMI вне Еврозоны также недавно повысился. Общий показатель деловой активности тоже улучшился, хотя, и не настолько, как в производстве. Индекс PMI в секторе услуг, например, только что восстановил уровень начала 2016г.
В целом, индексы PMI предполагают увеличение реального валового внутреннего продукта в четвертом квартале 2016 года по сравнению с третьим — на 0.5%.
Экономика Еврозоны, кажется, расширялась более динамично в заключительном квартале 2016 года — приблизительно на 0.5%, по сравнению с ожидаемыми 0.4% (см. диаграмму ниже). Мы теперь ожидаем тот же самый рост и для первого квартала начавшегося года.
Тем не менее, в остальной части года экономика, вероятно, расширится менее быстро, из-за следующих проблем:
— нерешенные проблемы в периферийных странах, являющиеся препятствием для устойчивого восстановления глобального спроса;
— высокие уровни долга корпораций и домохозяйств в Еврозоне все еще препятствуют росту, хотя и не настолько, как раньше.
За этот год реальный валовой внутренний продукт должен в среднем повыситься на 1.8%, по сравнению с предыдущими оценками в 1.5%. Теперь мы прогнозируем рост в 1.6% для 2018 года, а не 1.4% как ожидалось ранее.
Это означает, что рост экономики Еврозоны все еще сильнее, чем рост производственного потенциала, который мы оцениваем в пределах 1%%. Безработица должна продолжить постепенно снижаться, и к началу года мы оцениваем уровень безработицы в пределах 9%, что почти на процентный пункт ниже, чем в конце 2016г.
Хотя экономика Еврозоны сейчас растет уже 15 кварталов, рост заработной платы замедляется. Во втором квартале 2016 года индикатор заработной платы, рассчитываемый ЕЦБ, так же как и почасовая заработная плата на человека, показали наименьшее увеличение в годовом исчислении, начиная с создания монетарного союза.
Конечно, самой главной причиной для слабого роста заработной платы является сохраняющийся высокий уровень безработицы — почти 10%. В среде, характеризующейся высоким уровнем безработицы, профсоюзам обычно труднее выбить повышение зарплаты.
Но низкая инфляция также играет свою роль, поскольку работник все же получает небольшую прибавку в реальном исчислении.
Ядро инфляции, т.е. изменение Индекса потребительских цен, исключая энергию, продовольствие и напитки, выросло от 0.8% в ноябре до 0.9% в декабре. Это увеличение находится в пределах нормального месячного колебания и не должно рассматриваться как начало устойчивого роста.
Рост цен на волне обесценивания евро уже прошел свое пиковое значение, и цены импортируемых промышленных товаров с апреля больше не повышались. Кроме того, резкое падение цен на энергию в конце 2014/начале 2015 года все еще охлаждают инфляционное давление на другие товары и услуги.
В то время как уровень базовой инфляции закрепился сразу под отметкой 1%, общая инфляция в декабре почти удвоилась до 1.1%. Это можно списать на рост цен на энергию. Инфляция должна достигнуть своего пика весной — на уровне 1.6%. В среднем по итогам года мы ожидаем, что потребительские цены вырастут до 1.3%, по сравнению с 0.2% в прошлом году. Однако, стоит учитывать, что нефтяные цены вносят элемент неопределенности в любой прогноз по инфляции.
ЕЦБ может подождать развития событий и затем позже в этом году предложить новые долгосрочные планы. В ближайшие кварталы Центробанк без сомнения будет оценивать, как ему отвечать на вызовы в конце его курса стимулирующей монетарной политики, поскольку мы ожидаем, что экономика покажет хорошие результаты этой зимой, и инфляции увеличится и дальше до 1.5% в первом квартале.
Кроме того, было явное повышение инфляционных ожиданий (см. диаграмму ниже). Причина того, чтобы ожидать бездействия ЕЦБ в настоящее время, связана с убеждением полиси-мейкеров, что хорошая инфляция и экономический рост являются, в значительной степени, результатом проводимой агрессивной экспансионистской политики.
Позже в этом году Центральный банк должен будет столкнуться с тем фактом, что он близко подошел к верхнему пределу в 33% с его программой выкупа правительственных обязательств. Это правило гласит, что он не должен превышать лимит эмитентов, так что ему придется сократить покупки в 2018 году до ноля и решить, необходимы ли какие-либо другие шаги, чтобы ограничить риск резкого повышения доходности по правительственным облигациям периферийных стран.
Ставка Тэйлора в настоящее время находится выше нулевой линии и должна еще немного повыситься, поскольку ожидаемый уровень инфляции дол-
жен опуститься до 1%% при сохранении здорового роста. Само по себе это говорит против сворачивания Центробанком программы покупки бондов до конца 2018г.
Тем не менее, есть чуть больше аргументов в пользу новых мер. Одной из основных причин этого служит тот факт, что надежды ЕЦБ относительно роста базовой инфляции заметно выше 1% вряд ли оправдаются. Кроме того, Правление ЕЦБ, где превалируют члены от южных стран, без сомнения нацелен, прежде всего, на помощь обремененным долгами странам, проводя политику «легких денег».
Предложения по выкупу долгосрочных бумаг (скажем, пятилетних) является, вероятно, наименее спорным пунктом среди членов Правления. В любом случае, мы не думаем, что ставка рефинансирования упадет ниже ноля.
Япония
В декабре национальные счета были пересмотрены. Как следствие, реальный рост валового внутреннего продукта был более сильным в последние годы, чем сообщалось ранее — в 2015 году, например, он составил 1.2%, а не 0.6%. Так как очевидно, что экономика развивает более высокий импульс, мы подняли наши прогнозы реального роста валового внутреннего продукта на 2016 и 2017гг., с 0.6% до 1.0% каждый.
В ноябре уровень инфляции, согласно предпочтительному показателю Банка Японии (исключающему свежие продукты), составил -0.3%. Даже без учета изменчивых цен на энергию, темпы инфляции составили всего 0.2% и продолжают снижаться. Цель центрального банка в 2% пока остается вне досягаемости.
В сентябре Банк Японии дополнил свою политику «количественного и качественного смягчения» контролем за кривой доходности. Это означает, что Банк Японии обязался удерживать доходность десятилетних бондов на нулевом уровне. Кроме того, он намерен поддерживать свою экспансионистскую монетарную политику, пока уровень инфляции не поднимется выше 2%. Мы по-прежнему скептически относимся к тому, что монетарные власти достигнут своей цели в обозримом будущем.