В своей новой книге Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц заявляет, что лучший вариант для Еврозоны в будущем — это «гибкая валюты», или система различных валют с тем же самым названием, колеблющихся в определенных пределах. Это — по сути, новая веха в идее, которая возникла в обсуждениях будущего валютного блока, но она, вероятно, не обещает особых улучшений более слабым европейским экономикам.
Выдержка из книги Стиглица «Как единая валюта угрожает будущему Европы» предлагает компромисс между полной европейской фискальной интеграцией, что политически невыполнимо сегодня, и полным распадом Еврозоны, с возвратом всех стран к своим собственным валютам, что, согласно Стиглицу, «может иметь глубокие отрицательные последствия на многих фронтах». Институты Еврозоны, как пишет Стиглиц, не совсем недееспособны, но недостаточны в качестве основы для полноценной системы единой валюты. При этом, «гибкая евро» позволила бы создать систему, в которой различные страны (или группы стран) могли иметь свои собственные евро. Стоимость различных евро колебалась бы, но в пределах границ, которые определялись бы непосредственно политикой Еврозоны. Через какое-то время, возможно, с развитием достаточной солидарности, эти границы могли бы быть уменьшены и, в конечном счете, цель единой валюты, сформулированная в Маастрихтском соглашении 1992 года, будет достигнута.
Легко понять, почему предложение Стиглица лучше, чем возвращение к лирам, песетам и франкам. Если новые валюты будут все называться евро, то союз все еще сохраняется, и его цель неизменна, но при этом все же можно извлекать выгоды из отдельных валют. Одну выгоду, если быть точнее — возможность девальвации валюты. «При более низком обменном курсе», пишет Стиглиц, «страны южной Европы (например, Греции и Италии) могли бы экспортировать больше и импортировать меньше. Спрос увеличился бы, а с ним доходы и занятость.
Такая гибкость была бы лимитирована «границами», установленными политикой Еврозоны — возможно, возврат к механизму обменного курса до введения евро или некоторая новая система ориентиров. Такой была бы цена сохранения подобия единства. Это — новое видение Стиглица, кроме предыдущих повторений идеи евро-раскола.
В 2012 году британский экономист Роджер Бутл выиграл Экономический приз Волфсона, являющийся вторым по престижности после Нобелевской премии, с набором предложений по отказу от евро. Он рассматривал возможность разделения единой валюты на «северную» и «южную» евро, но нашел это менее выгодным, нежели сохранение северного ядра стран евро — Германии, Австрии, Нидерландов, Финляндии, Бельгии и возможно Франции (главным образом, по политическим причинам), и разрешения странам южной Европы вернуться к своим собственным валютам. Они, как утверждает Бутл, не достаточно интегрированы для единой валюты, и не было никакого смысла во включении в этот союз таких стран, как Греция, которые тянут вниз остальных.
Сам Стиглиц призвал к выходу Германии из Еврозоны, что, по его мнению, привело бы к повышению стоимости возрожденной немецкой марки и падению евро. Все эти идеи основываются на предпосылке, что девальвация позволила бы более слабым странам увеличить экспорт и, таким образом, повысить рост и занятость. Германия, сделав это, в течение многих десятилетий оказалась бы в проигрыше и значительно сократила бы свой экспорт. «Огромный торговый профицит Германии — главный источник глобальных дисбалансов, уменьшился бы», как пишет Стиглиц. «Германия должна была бы найти другой драйвер для своего экономического роста».
В теории, это все выглядит логичным и справедливым, особенно последнее компромиссное предложение Стиглица. Но не ясно, как это будет работать на практике. Одна из причин заключается в том, что экспорт Германии не колебался в соответствии с обменным курсом евро. Фактически, в 2000-х он повышался вместе с укреплением евро, и после глобального финансового кризиса, он падал, наряду с евро:
И при этом Германия не «высасывала» ресурсы из других стран Еврозоны, экспортируя в них больше, а покупая взамен меньше. Фактически, германский импорт из стран Еврозоны рос быстрее, чем ее экспорт в страны валютного блока:
Не ясно, насколько ограниченная возможность обесценивать свои валюты помогла бы более слабым европейским экономикам. Экспорт Европы намного более сложен, чем товарный экспорт развивающихся экономик. Итальянские, испанские, французские и немецкие экспортеры не конкурируют по цене. И в то время, как более низкие обменные курсы, конечно, приносят пользу любому экспортеру, они не могут обеспечить существенное преимущество для роста, особенно, если более слабые валюты также означают намного более высокие процентные ставки, нежели доступные южным европейским экономикам, благодаря единой валюте.
В своей книге Стиглиц обсуждает замену импорта, как возможного драйвера роста для такой страны, как Греция. Возможно, имело бы смысл рассмотреть пример России, начиная с драматического падения цен на нефть, чтобы понять, насколько уязвимым может быть этот драйвер.
Когда цена на нефть упала осенью 2014 года, Россия быстро отвязала рубль от валютной корзины, что полностью соответствует рецепту Стиглица. Российская валюта рухнула, потеряв треть своей стоимости с октября 2014 по январь 2015г. При этом Центральный банк повысил процентную ставку. В то же самое время, Правительство решило использовать слабую валюту для замещения импорта, запретив импорт сельскохозяйственной продукции из большинства европейских стран, в ответ на западные санкции.
Экономика России с тех пор стабилизировалась, хотя все еще находится в состоянии рецессии. Рост в некоторых секторах, которым помогает запрещение импорта, не может компенсировать отсутствие инвестиций в других, вызванное высокими процентными ставками и снижением внутреннего спроса.
Насколько новые «гибкие» евро помогли бы слабым европейским экономикам? Вероятно, меньше, чем массированная девальвация рубля помогла России.
Нет никаких простых решений проблем южных европейских экономик, пострадавших от десятилетий неумелого руководства, коррупции, политически-мотивированного регулирования, недостатка инноваций и слабого внимания к качеству продукции. Монетарная политика — это не самая большая про блема для них. Ее изменение без решения остальной части проблемы может задержать европейскую экономическую интеграцию, не принеся существенных выгод. Тем не менее, легкие решения будут предлагаться снова и снова.