Марк Гилберт является обозревателем и членом редакторского совета агентства «Bloomberg View». Он рабо-тает в «Bloomberg News» с 1991 года, и недавно стал шефом лондонского бюро. Марк является автором книги «Заговор: как жадность и сговор сделали кредитный кризис непреодолимым».
Ровно двадцать пять лет назад представители 12 стран собрались в голландском городе Маастрихт для подписания Соглашения о создании Европейского союза. Его декларация о «новой стадии в процессе создания более тесного союза народов Европы» выглядит грандиозной и вместе с тем раздутой четверть века спустя. Что еще более важно, экономическое сближение, которое оно обещало, выглядит еще дальше, чем когда-либо.
В настоящее время накопилось очень много проблем. Это и дилемма Европейского центрального банка относительно установления монетарной политики для различных по темпам роста экономик — Германия особенно раздражена ультранизкими процентными ставками. Недостаток унификации экономик также подрывает поддержку европейскому проекту, учитывая, что экономические выгоды сложнее объяснить, скажем итальянцам, где уровень безработицы составляет 12%, вдвое превышая немецкую безработицу в 5.9%.
Справедливости ради, стоит сказать, что в настоящее время не так много энтузиазма в отношении создания «более тесного союза». Поддержка «интеграторов» на европейских парламентских выборах постоянно снижается, достигнув минимального уровня в 42.6% в последних избирательных бюллетенях в 2014г. Последний обзор «Евробарометра» общественного мнения показывает доверие ЕС на уровне 36%, по сравнению с 44-57% в период 2004-2009гг. Один из основных подписантов Соглашения (Великобритания) находится на грани выхода из союза. Второй ключевой участник — Франция, имеет кандидата в Президенты Марин Ле Пен, которая заявляет, что будет также искать возможности выхода из Евросоюза, если победит на выборах.
Введение единой валюты было одновременно самым конкретным достижением Маастрихтского соглашения и его самой большой ошибкой. Урегулировав пять так называемых критериев «сходства» для стран, желающих адаптировать евро, договор стремился, по настоянию Германии, гарантировать, что будут квалифицироваться только экономические параметры.
Три из целей Соглашения (инфляция, валютные курсы и долгосрочные расходы по займам) казались почти тривиальными в то время, так как само введение единой валюты, в действительности, принесло автоматическое «схождение» этих параметров. По двум остающимся критериям (дефицит бюджета и величина долга) Германия и Франция быстро нарушили принятые правила в 2003г. Как только эти две страны избежали наказания, предусмотренного в Пакте стабильности и роста, другие страны почувствовали себя подбодренными игнорировать свои собственные нарушения. И, как показывает следующая диаграмма, в то время как Еврозона в целом недавно достигла цели по дефициту (показано красной линией), Франция и Испания все еще превышают допустимый порог:
Даже на рынке правительственных облигаций конвергенция исчезла. Двухлетняя итальянская доход-ность, например, составляет приблизительно 0.05%. Испанская доходность находится примерно на уровне -0.24%, что вдвое превышает французскую доходность равную -0.46%, которая в свою очередь вдвое выше, чем в Германии (-0.9%). Подобное расхождение наблюдается и по 10-летним займам:
То же касается и отношения национального долга к валовому национальному продукту, где сторонники евро-проекта последовательно игнорировали критику. Цель была в постепенном смягчении, учитывая, что отношение долга к ВВП, которое приближалось к потолку в 60% «удовлетворительными темпами» считалось достаточным, а не жестким условием, которое препятствовало бы Бельгии, со своей стороны, введение евро.
Однако, как показывает диаграмма ниже, 60-процентная цель в основном игнорировалась в течение прошлого десятилетия. Согласно последним данным «Eurostat», Еврозона, как регион в целом, на конец 2015 года имела отношение долга в 90%. Долг Италии был выше 130% ВВП, и даже Германия имела долг более 70% ВВП:
Для Европейского центрального банка такая «разношерстная» экономика быстро становится угрозой. Он уже находится под огнем критики со стороны Германии, где ускорение инфляции вызывает призывы к более жесткой монетарной политике. Президент Бундесбанка Йенс Вайдман заявил недавно, что выступает против недавнего решения продлить программу количественного ослабления Центрального банка, даже с условием, что он уменьшил масштаб закупок казначейских обязательств. Принять решение, когда и как сократить программу стимулирования, станет только труднее, поскольку экономические показатели, вроде потребительских цен и безработицы, расходятся все больше.
Пока, валютный союз пробуксовывает. Одна страна Евросоюза — Греция, выглядит все более и более несостоятельной для продолжения членства, но вряд ли будет подвергнута давлению с целью выхода, принимая во внимание голландские, французские и немецкие выборы в этом году. Даже если Марин Ле Пен выиграет второй тур французских выборов, она изо всех сил будет пытаться провести референдум по членству в Еврозоне через Парламент, или выиграть плебисцит. Однако, выбор противника евро-интеграции лидером ключевого члена Еврозоны подорвет уверенность инвесторов в будущем единой валюты.
Учитывая бюджетные и денежно-кредитные условия, критерии Маастрихтского договора были установлены, чтобы избежать проблем, о которых предупреждали многие экономисты, как в момент введения евро, так и после. Та Европа была далека от так называемого «оптимального» состояния для единой валютной зоны, и не в последнюю очередь из-за отсутствия какого-либо фискального союза, как в Соединенных Штатах, чтобы дисбалансы могли быть исправлены с помощью федеральных трансфертов. И, несмотря на гарантию свободного перемещения, мобильность трудовых ресурсов оставалась ограниченной языковыми различиями и другими более тонкими барьерами. Спустя четверть века, расхождение эффективности экономик в рамках Еврозоны предполагает, что критики были правы. Остается открытым вопрос — как долго евро сможет продержаться, не столкнувшись с экзистенциальным кризисом.