Соединенные Штаты
Согласно заявлениям Президента Дональда Трампа, ключевая проблема для Соединенных Штатов заключается в «несправедливых» соглашениях страны по международной торговле. Решение новой Администрации состоит в том, чтобы пересмотреть договоры в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), чтобы добиться уступок от Мексики. Того же новая Администрация планирует добиться и от других торговых партнеров. Германия была обвинена в манипуляциях с курсом валюты.
Китай, Мексика и Канада являются главными торговыми партнерами США, двухсторонний оборот с каждым из которых составляет больше 500 млрд.$ в год. Мексиканская экономика имеет наиболее тесные связи с американской.
Нарушение этих экономических связей и цепочек поставок является ключевой целью Администрации Трампа, как считает директор нового Национального торгового совета Петер Наварро. Реальная возможность уменьшения двусторонней торговли означает, что такая политика может быть разрушительна для американских компаний, учитывая их сумму инвестиций в эти цепочки поставок.
Однако, эти беспокойства, вряд ли, удержат Трампа от агрессивных действий. Соответственно, риск торговых конфликтов повышается.
Общий торговый оборот (черным — дефицит) США с разными странами.
Валовой внутренний продукт Соединенных Штатов вырос в четвертом квартале 2016 года всего на 1.9%. В 2017 году мы ожидаем роста на 2.3%, что несколько выше прошлогодних 1.6%.
Однако, мы не ожидаем никакого «бума Трампа». С одной стороны, избранный Президент не сможет осуществить запланированное снижение налогов в полной мере, поскольку это очень сильно увеличило бы дефицит бюджета. Кроме того, любые снижения налогов будут, вероятно, иметь место не ранее осени этого года.
Поквартальный рост экономики США.
Воздействие на спрос запланированных инвестиций в инфраструктуру, вероятно, также переоценено. Трамп, в конце концов, не планирует какого-либо увеличения госрасходов, но надеется мобилизовать частных инвесторов через налоговые льготы. Любые такие инвестиции в инфраструктуру, в любом случае, растянутся на несколько лет из-за необходимого вовлеченного планирования. Кроме того, торговые конфликты, спровоцированные Трампом, могут навредить американскому бизнесу, что в свою очередь охладит их инвестиции.
Вставая на путь противоборства с торговыми партнерами, Трамп может также спровоцировать неуверенность бизнеса, что будет сдерживать инвестиционную активность. В результате, политика Трампа не даст серьезный толчок инфляции. В то время как мы ожидаем умеренное увеличение базовой инфляции, это будет, прежде всего, вследствие того, что США более или менее достигли полной занятости.
Закладки одно- (желтым) и многосемейных домов.
Федеральный Резерв в декабре прошлого года повысил ставку по федеральным фондам еще на 25 базисных пунктов, спустя год после первого увеличения в этом цикле. Все, что он сделал на январском заседании, свелось к небольшому изменению заявления. При акцентировании внимания на некотором улучшении индикаторов настроения, Федеральный Резерв продолжает указывать на слабые корпоративные инвестиции и поддержал «сбалансированную» оценку рисков для перспектив экономики. Похоже, Федеральный Резерв продолжит нормализацию монетарной политики, хотя, и не испытывая особого давления для поднятия процентных ставок. Монетарные власти не сделали каких-либо намеков относительно момента времени следующего повышения ставок.
Уровень базовой (черным) и общей инфляции (пунктиром — цель ФРС).
Большинство полиси-мейкеров высказываются в пользу трех повышений ставки в 2017г. Текущая сдержанность Федерального Резерва частично связана с неопределенностью относительно размера налоговых сокращений новой Администрации. Фискальные стимулы играют ключевую роль в формировании монетарной политики. Мы поддерживаем наш прогноз, что следующее увеличение процентной ставки будет не ранее июля. Это, вероятно, будет сопровождаться вторым повышением в декабре.
Реальная (желтым) и целевая ставка по федеральным фондам.
Китай
Экономика Китая в финальном квартале прошлого года выросла на 6.8% годовых. С учетом сезонного фактора экономика в четвертом квартале расширилась на 1.7%, по сравнению с 1.8% в третьем. В среднем же по итогам года китайская экономика увеличилась на 6.7%, что вполне соответствует целевому диапазону в 6.5-7.0%.
Поскольку внешний спрос остается слабым, стабилизация экономики происходит в значительной степени из-за улучшения внутреннего спроса, особенно в автомобильном и секторе недвижимости. Продажи собственности повысились в 2016 году на 22.5%, преимущественно за счет кредитов коммерческих банков.
Однако, мы ожидаем, что эти драйверы будут недолгими. По нашему мнению, быстрое расширение банковского кредита подразумевает, что Китай в действительности не меняет своей модели роста, что может отразиться на экономическом росте в среднесрочной перспективе.
Наш базовый прогноз остается неизменным и предполагает, что Китай будет хронически демонстрировать более низкий рост в ближайшие годы. Мы ожидаем, что рост составит 6.5% в 2017 и 6.3% в 2018г.
Цены на жилье в декабре увеличились на 28%, 17% и 8% в городах первого, второго и третьего уровня, соответственно. Однако, цены на жилье демонстрируют намного меньший импульс, поскольку рост предыдущих месяцев существенно замедлился из- за нового раунда политики сдерживания, особенно в крупных городах.
С октября 2016 года китайские власти ужесточили политику на рынке собственности. Как результат, объем сделок на рынке жилья в крупных городах существенно упал по сравнению с прошлым годом. Поскольку цены на жилье в крупных городах обычно выступают драйвером общего индекса цен, мы полагаем, что цены на рынке недвижимости прошли свой пик, означая ослабление рынка жилья в ближайшие кварталы.
Очевидно, что общий рост будет также сдерживаться на фоне замедления рынка недвижимости, предполагая трудные времена для китайской экономики.
Долг нефинансовых корпораций повысился до 168% валового внутреннего продукта. С 2008 года это соотношение увеличилось на 72%. Сам по себе такой долг не является проблемой. Но он сконцентрирован в секторах, которые страдают от избыточных мощностей и падающей нормы прибыли — в секторе недвижимости и строительстве долговое бремя выглядит особенно проблематично. Есть риски, что многие компании не смогут обслуживать свою долговую нагрузку в долгосрочной перспективе.
Правительство, вероятно, стабилизирует проблемные компании, чтобы предотвратить потери рабочих мест. В любом случае, многие обремененные высокими долгами компании принадлежат государству. Оборотной стороной этой политики является то, что такие меры поддержания нежизнеспособных компаний оттягивают ресурсы от здоровых компаний. Подобная «зомбификация» ослабит китайскую экономику на многие годы и не позволит ей быстро восстановиться.
Рост корпоративного долга (в % от ВВП).
Все еще наблюдается существенный отток капитала из-за более слабых фундаментальных показателей экономики. Ослабление юаня придало бы дополнительный импульс оттоку капитала. Поэтому Народный банк Китая проводит интервенции для стабилизации курса национальной валюты. Однако, это ведет к истощению валютных резервов, которые в январе упали ниже 3 трлн.$, впервые с февраля 2011г.
Китайские инвесторы главным образом отслеживают курс USD/CNY. Поэтому Центробанк ввел валютную корзину. В случае усиления исключительно доллара эта корзина обеспечит более сглаженную картину по сравнению с курсом USD/CNY.
Изменение текущего счета и валютных резервов.
Если резервы будут сокращаться слишком быстро (из-за интервенций и превышения оттока капитала над торговым профицитом), то инвесторы могут начать нервничать и бегство капитала ускорится.
Поэтому, чтобы остановить отток, правительство проводит смешанный подход ограниченного использования резервов для интервенций, умеренного обес-ценивания юаня и возобновления контроля над дви-жением капитала.
Валютные резервы Китая.
Однако, хотя эта стратегия позволяет выиграть некоторое время, она нежизнеспособна в долгосрочной перспективе, поскольку резервы продолжают таять.
Еврозона
Деловое настроение в промышленности с осени заметно улучшилось, учитывая, что Индекс менеджеров по закупкам достиг в январе 55.2 — наивысшего уровня с апреля 2011г. Ни британский референдум по выходу из ЕС, ни выборы Дональда Трампа в США, кажется, не сильно сказались на производственном секторе.
Хороший настрой, в значительной степени, объясняется повышением глобального спроса. Индекс PMI вне Еврозоны также повысился в последние месяцы. Экспансионистская монетарная политика ЕЦБ также постепенно проникает и в реальную экономику. Более оптимистичное настроение распространяется и вне производственного сектора, хотя и в меньшей степени. Индекс PMI в секторе услуг, например, только что восстановился до 52.2 — уровня начала 2016г.
Текущие значения указывают, что в первом квартале Индекс деловой активности вырастет на 0.5%.
Индексы деловой активности в производственном (желтым) и сервисном секторе.
Экономики Еврозоны опять расширилась прошлой осенью. Реальный ВВП в четвертом квартале 2016 года вырос на 0.5%, доведя общий годовой рост до 1.7%.
Однако, эти темпы роста, вряд ли, сохранятся в дальнейшем. Увеличение банковского кредита показывает, что стимулирующая монетарная политика ЕЦБ очень дозировано распространяется на реальную экономику.
Поквартальный рост ВВП Еврозоны (серым — прогноз).
В то же время, импульс со стороны глобального спроса, скорее всего, будет ослабевать. Продолжающиеся трудности в развивающихся странах служат препятствием для устойчивого роста глобального спроса.
В итоге, до лета рост, вероятно, установится на уровне 0.4% в квартал. Для 2017 года в целом мы прогнозируем рост на 1.8%, с некоторым ослаблением до 1.6% в 2018г. Здоровый рост экономики приведет к дальнейшему улучшению на рынке труда. Мы ожидаем, что уровень безработицы к началу 2018 года упадет ниже 9%, от 9.8% в настоящее время.
Реальный ВВП Еврозоны.
Хотя экономика Еврозоны сейчас растет уже 15 кварталов, рост заработной платы замедляется. Во втором квартале 2016 года индикатор заработной платы, рассчитываемый ЕЦБ, так же как и почасовая заработная плата на человека, показали наименьшее увеличение в годовом исчислении, начиная с создания монетарного союза.
Конечно, самой главной причиной для слабого роста заработной платы является сохраняющийся высокий уровень безработицы — почти 10%. В среде, характеризующейся высоким уровнем безработицы, профсоюзам обычно труднее выбить повышение зарплаты.
Но низкая инфляция также играет свою роль, поскольку работники все же получают небольшую прибавку в реальном исчислении.
Инфляция в январе подпрыгнула до 1.8%, в результате роста цен на энергию. При этом, ядро инфляции, т.е. изменение потребительских цен, исключая энергию, продовольствие, алкоголь и табачные изделия держалось в январе на уровне 0.9%.
Неэнергетические импортные цены снова начали повышаться. Сдерживающий эффект от резкого падения нефтяных цен в конце 2014/начале 2015 года на другие товары постепенно сходит на нет.
Таким образом, ядро инфляции может немного повыситься в ближайшие месяцы и кратковременно превысить 1.1%. При этом, общая инфляция в феврале, скорее всего, достигнет 1.9%. Затем начнется нисходящее движение в оставшейся части года, поскольку рост нефтяных цен летом 2016 года выпадет из сравнительного анализа.
Мы ожидаем, что потребительские цены в среднем повысятся в 2017 году на 1.3%. Средний уровень базовой инфляции составит 1.0%.
Общая (желтым) и базовая инфляция в Еврозоне.
ЕЦБ может подождать развития событий и затем позже в этом году предложить новые долгосрочные планы. Без сомнения, в ближайшие кварталы Центробанк будет оценивать, как ему отвечать на вызовы в конце его программы стимулирующей монетарной политики, поскольку мы ожидаем, что экономика покажет хорошие результаты этой зимой, и инфляция увеличится и дальше до 2% в первом квартале. Кроме того, было явное повышение инфляционных ожиданий (см. диаграмму ниже).
Причина того, чтобы ожидать бездействия ЕЦБ в настоящее время, связана с убеждением полиси-мей- керов, что хорошая инфляция и экономический рост являются, в значительной степени, результатом проводимой агрессивной экспансионистской политики.
Позже в этом году ЕЦБ должен будет столкнуться с тем фактом, что он близко подошел к верхнему пределу в 33% с его программой выкупа правительственных обязательств. Это правило гласит, что он не должен превышать лимит эмитентов, так что ему придется сократить покупки в 2018 году до ноля и решить, необходимы ли какие-либо другие шаги, чтобы ограничить риск резкого повышения доходности по правительственным облигациям периферийных стран.
Ставка Тэйлора в настоящее время находится выше нулевой линии и должна еще немного повыситься, поскольку ожидаемый уровень инфляции должен опуститься до 1%% при сохранении здорового роста. Само по себе это говорит против сворачивания
Центробанком программы покупки бондов до конца 2018г.
Тем не менее, есть чуть больше аргументов в пользу новых мер. Одной из основных причин этого служит тот факт, что надежды ЕЦБ относительно роста базовой инфляции заметно выше 1% вряд ли оправдаются. Кроме того, Правление ЕЦБ, где превалируют члены от южных стран, без сомнения нацелен, прежде всего, на помощь обремененным долгами странам, проводя политику «легких денег».
Предложения по выкупу долгосрочных бумаг (скажем, пятилетних) является, вероятно, наименее спорным пунктом среди членов Правления. В любом случае, мы не думаем, что ставка рефинансирования упадет ниже ноля.
Фактическая ставка и рассчитанная по правилу Тэйлора для Еврозоны.
Япония
Включая финальный квартал 2016 года, японская экономика росла четыре квартала подряд, хотя и весьма медленными темпами. Ежеквартальные темпы роста был на уровне 0.2% (1.0% годовых).
Экономика извлекала выгоду из сильного экспорта, в то время как внутреннее потребление демонстрирует застой. Это иллюстрирует уязвимость экономики перед проблемами во внешней торговле, например, вследствие все более и более протекционистских тенденций среди главных торговых партнеров.
Поквартальный рост ВВП Японии.
В ноябре уровень инфляции, согласно предпочтительному показателю Банка Японии (исключающему свежие продукты), составил -0.2%. Даже без учета изменчивых цен на энергию, темпы инфляции составили всего 0.1% и продолжают снижаться. Цель центрального банка в 2% пока остается вне досягаемости.
В сентябре Банк Японии дополнил свою политику «количественного и качественного смягчения» контролем за кривой доходности. Это означает, что Банк Японии обязался удерживать доходность десятилетних бондов на нулевом уровне. Кроме того, он намерен поддерживать свою экспансионистскую монетарную политику, пока уровень инфляции не поднимется выше 2%. Мы по-прежнему скептически относимся к тому, что монетарные власти достигнут своей цели в обозримом будущем.
Общая (желтым) и базовая инфляция в Японии.