Алекс Барроу более десяти лет служил в морской пехоте США и был профессиональным разведчиком, специализировавшимся на экономических и политических сферах Азиатско-тихоокеанского региона. Алекс уволился со службы, чтобы работать консультантом для ведущих фирм кремниевой долины, которые разрабатывают современное программное обеспечение для финансового сектора. Затем он увлекся рынками, управляя хеджевым фондом. Алекс является соучредителем компании «Macro Ops», которая помогает инвесторам ориентироваться на сегодняшних изменчивых рынках.
Джордж Сорос стал легендой, когда «сломал» Банк Англии и сделал 1 млрд.$ за один день. Тот день — 16 сентября 1992 года, упоминается теперь как «черная среда».
И когда он управлял своим фондом «Quantum», он делал в среднем 30% в год. Дважды он даже сделал 100% за год.
Как он это делал?
Когда его спрашивают, он приписывает львиную долю своего успеха пониманию Теории рефлексии.
«Моя концептуальная структура позволила мне и ожидать кризис и иметь с ним дело, когда он, наконец, грянул. Это также позволило мне объяснять и предсказывать события лучше, чем большинство других. Это изменило мою собственную оценку и повлияло на оценки других. Моя философия больше не является личным вопросом. Это заслуживает быть отнесенным к возможному вкладу в наше понимание действительности».
Джордж Сорос
Понимание концептуальной структуры рефлексии и того, как это затрагивает рынки (и намного больше) — одна из самых важных фундаментальных истин, которую трейдер может усвоить.
Идея сконцентрирована вокруг того, чтобы есть две составляющих: объективные факты и субъективные факты.
Объективные факты верны независимо от того, что участники о них думают. Например, если я отмечаю, что снаружи идет снег, и фактически идет снег, тогда это является объективной истиной. Снаружи идет снег, независимо от того, сказал я об этом или нет. Я мог бы даже сказать, что на улице солнечно, но это не делало бы день солнечным, так как все равно идет снег.
Субъективные факты, с другой стороны, подвержены влиянию того, что участники о них думают. Рынки попадают в эту категорию. Так как совершенной информации не существует (т.е. мы не можем предсказать будущее, и невозможно знать все переменные, перемещающие рынки в любой момент времени), мы делаем всевозможные суждения относительно того, какие активы (акции, фьючерсы, опционы и т.д.) должны быть переоценены. Наше коллективное мышление, в конечном счете, и двигает рынки и производит победителей и проигравших. Это означает, что то, что мы думаем о действительности, непосредственно влияет на действительность. И эта действительность в свою очередь вновь влияет на наши взгляды.
Возьмите акцию технологической компании, вроде «Amazon». Компания сделала не так много в плане доходности (относительно ее рыночной стоимости) большую часть своего существования на рынке (более 15 лет), но ее акции продолжали дорожать. Это происходит, потому что люди сформировали определенные убеждения относительно этих акций. Эти убеждения могли быть вызваны тем, что компания когда-нибудь сделает много денег, потому что она инновационная, расширяет долю рынка или имеет «секретный переключатель прибыли», который может включить в любой момент, когда потребуется. Или возможно люди продолжают покупать ее акции, потому что они повышались в течение долгого времени и, соответственно, предполагают, что они продолжат повышаться и дальше.
По правде говоря, вероятно, многие из этих причин подталкивают инвесторов продолжать вкладывать деньги в бесполезную компанию. Но причины не важны. Что действительно важно, так это то, что эти положительные убеждения повлияли непосредственно на субъективную реальность, т.е. капитализацию компании «Amazon».
Вот — только несколько примеров того, как фундаментальные факторы (реальность) «Amazon» были положительно затронуты субъективными убеждениями инвесторов:
• высокий курс акций позволил компании получать более дешевое финансирование;
• высокая оценка компании позволяет привлекать талантливых сотрудников, что в свою очередь ведет к последующему развитию компании;
• высокий курс акций позволяет снижать затраты за счет выдачи опционов на свои акции в качестве части вознаграждения служащим;
• такое положение дел позволяет не беспокоиться о прибыли, что в свою очередь позволяет развивать бизнес и расширять долю рынка.
Не трудно представить другую действительность, в которой инвесторы все вместе имели бы более негативное или нейтральное представление о компании. Компания «Amazon» могла бы выглядеть сегодня совсем по-другому. Фокусируясь на прибыли, как многие бизнесы, «Amazon», возможно, не имела бы взрывного роста своих сфер деятельности. Возможно, она никогда не расширилось бы за пределы продажи книг и конкуренты вытеснили бы ее из бизнеса.
Дело в том, что, так как рынки рефлексивны, наши убеждения о них влияют непосредственно на фундаментальные факторы, и наоборот. И иногда рефлексивный механизм формирует мощную петлю обратной связи, которая приводит к тому, что цены и ожидания кардинально расходятся с действительностью.
Вот, что Сорос сказал по этому поводу:
«Финансовые рынки, далекие от точного отражения всей доступной информации, всегда обеспечивают искаженное представление о действительности. Это — принцип ошибочности. Степень искажения может меняться время от времени. Иногда это бывает весьма незначительным, а в другое время проявляется весьма явно.
Каждый пузырь имеет два компонента: основной тренд, который превалирует в действительности и неправильное представление, касающееся этого тренда. Когда развивается положительная обратная связь между трендом и неправильным представлением, процесс надувания пузыря приведен в действие. Этот процесс склонен быть проверенным отрицательной обратной связью по мере своего развития, и если он достаточно силен, чтобы пережить эти испытания, то тренд и неправильное представление будут укреплены».
То, что Сорос говорит, означает, что рынки постоянно находятся в состоянии расхождения с действительностью, подразумевая, что цена всегда неправильная. Иногда это расхождение незначительное и едва заметное. В другое время это расхождение является большим, из-за петли обратной связи. Именно это объясняет процессы надувания и схлопывания пузырей. И именно эти большие расхождения мы, как трейдеры, хотим выявить, потому что они сулят большие деньги.
Вы должны изучить, как идентифицировать темы, которые являются готовыми для формирования сильной петли обратной связи, где положительное восприятие напрямую улучшает фундаментальные факторы. Это те сценарии, где рынок будет двигаться параболически. И вновь Сорос:
«Обычно в процессе оценки вовлечена некоторая ошибка. Самая обычная ошибка — отказ признать, что так называемая фундаментальная ценность в действительности не независима от акта оценки. Это имело место во время бума конгломератов, где рост дохода на акцию мог быть спровоцирован приобретениями, а также во время бума международного кредитования, где операции по кредитованию банков помогли улучшать отношение долга к активам, которое банки использовали для увеличения кредитования и т.д.».
Включите рефлексию в вашу стратегию для оценки рынков. Мало того, что это позволит вам идентифицировать наилучшие сделки, но также это подготовит вас к большим расхождениям цены и действительности.