Экономика и политика: месячный обзор от Wells Fargo

Американский фокус

Переоценка экономического роста и политики

Учитывая, что первая половина 2017 года за­вершилась, сейчас самое время, чтобы переоце­нить перспективы экономического роста и прово­димой политики. Былой оптимизм относительно снижения налогов, увеличения инфраструктурных расходов и отмены излишнего регулирования биз­неса, в значительной степени, уступил место пони­манию, что это, как обычно для Вашингтона — всего лишь политика. Тем не менее, мы продолжаем по­лагать, что незначительные налоговые послабле­ния все еще вероятны. Однако, снижение налогов, как ожидается, обеспечит лишь небольшую под­держку экономическому росту в 2018г.

После двух пересмотров в верхнюю сторо­ну, реальный рост валового внутреннего продук­та в первом квартале, как оказалось, вдвое пре­восходит первоначальное значение, и составляет 1.4% годовых. Потребительские расходы и покуп­ки капитального оборудования были несколько сильнее, а правительственные расходы снизились меньше, чем предполагалось первоначально.

Рост, вероятно, ускорился до 2.2% во вто­ром квартале, в результате восстановления потребительских расходов и материальных запасов. Данные по ВВП за второй квартал будут опублико­ваны, наряду с пересмотром годовых значений за предыдущие три года. Пересмотр может смягчить сезонный эффект, который сказывался на росте первого квартала в течение прошлых нескольких лет. Огромный отскок первого квартала в структур­ных инвестициях, которые были сосредоточены, главным образом, в разработке нефтяных место­рождений, может также быть сглажен.

Реальный ВВП США.

Мы сдвинули наш прогноз следующего повы­шения ставок на декабрь и теперь ожидаем, что Федеральный Резерв официально озвучит планы по сокращению своего баланса на сентябрьском за­седании FOMC.

Международный обзор

Улучшение глобальной среды

По мере того, как летняя погода все увереннее захватывает северное полушарие (а зимняя обо­сновалась в южном полушарии), глобальная эко­номика продолжает демонстрировать признаки улучшения, поскольку показатели промышленно­го производства двигаются вверх по всему миру, что можно сказать и в отношении роста мирового экспорта. Хотя расширение экономики пока прояв­ляется не так, как хотелось бы мировым сырьевым экспортерам, и не так, как это было в первой дека­де столетия, в целом это — существенный прогресс по сравнению с тем, что мы видели в течение про­шлых нескольких лет.

В прошлом месяце наблюдалось дальней­шее укрепление промышленного производства в нескольких европейских странах, особенно в Германии и Франции — крупнейших экономиках Еврозоны, что указывает, скорее всего, на усиление общего экономического роста в регионе в ближай­шей перспективе.

Возможно, самой большой угрозой текуще­му восстановлению глобальной экономики явля­ются торговые войны. Еще раз, торговля следова­ла впереди глобальной экономики и любая угроза торможению этого процесса, вероятно, скажется на темпах и силе роста мировой экономики. Пока, это только касается Соединенных Штатов, которые продолжают говорить о несправедливой торгов­ле и, таким образом, обсуждение остается весьма сдержанным. Если все-таки такие настроения пере­кинуться на мировую торговлю в целом, то это мо­жет нарушить недавнее улучшение роста экспор­та по всему миру, затрагивая один из важнейших драйверов экономической активности на сегодня.

Рост в США будет пересмотрен

Учитывая, что результаты первой половины года уже находятся в отчетах, идет девятый год расшире­ния и оно уже является третьим по продолжительности. Занятость в несельскохозяйственных секторах увеличи­вается 81 месяц подряд, а уровень безработицы упал от своего пикового значения в 10% до всего 4.4% к на­стоящему времени. Продолжительность — это не един­ственный признак этого расширения. Рост также был необычно медленным, составляя в среднем всего 2.1%, и необычно неравномерным, учитывая, что главными драйверами были, в значительной степени, технологи­ческий и энергетический сектора.

После восьми лет экономического роста, боль­шая часть избыточных мощностей в экономике, кажет­ся, устранена. Уровень безработицы находится на ниж­ней границе широко-принятого определения полной занятости, и компании все больше сообщают о труд­ностях с наймом персонала и удержанием квалифици­рованных рабочих, в которых они нуждаются. Однако, несмотря на очевидную нехватку рабочей силы, увели­чение заработной платы и инфляции остается необыч­но скромным. Недостаток давления заработной платы, вероятно, частично связано с все еще низкой долей на­селения, которое либо работает, либо ищет работу, как показывает соотношение между занятым населением и годовым ростом среднего почасового дохода.

В то время как рост почасовой оплаты труда оста­вался весьма скромным, общий рост зарплат повысил­ся немного быстрее, благодаря росту занятости и ча­сов работы. Полные отработанные часы повысились на 3.0% в течение второго квартала, по сравнению с 1.4% в предыдущем квартале. Комбинация увеличения ча­сов работы и небольшого повышения заработной пла­ты должна поддержать более сильный рост расходов.

После повышения всего на 1.1% в первом кварта­ле, реальные потребительские расходы, как ожидает­ся, выросли на 3.3% во втором квартале. Этот рост отражает некоторую выгоду от относительно поздней Пасхи в этом году и также более поздней, чем обычно, упла­ты налогов, что вместе поддержало расходы во втором квартале.

Коэффициент занятости (темным) и часы работы.

Потребительские расходы вызывали немало во­просов в последнее время. Даже при сильном восста­новлении во втором квартале, потребительские расхо­ды увеличивались в среднем всего на 2.2% в течение первого полугодия, а продажи автомобилей, фактиче­ски, ослабли.

Расходы повысились, меньше чем ожидалось, особенно с учетом более сильного рынка труда и ро­ста доходов, увеличения цен на активы, более высо­кого уровня сбережений и устойчиво высоких уровней потребительского доверия. Принимая во внимание до­статочное число драйверов, мы ожидаем, что потреби­тельские расходы будут повышаться немного быстрее во второй половине этого и вырастут на 2.5% в следу­ющем году.

Фиксированные инвестиции бизнеса были другой сферой, где рост был перегретым или охлажденным. Инвестиции были на подъеме в первом квартале, в зна­чительной степени, благодаря восстановлению геоло­горазведки в нефтяном и газовом секторе. Структурные инвестиции прибавили 22.6% в этом квартале, в то вре­мя как инвестиции в новое оборудование повысились на 7.8%. Однако, инвестиции, вероятно, росли более скромно в течение весны, поскольку цены на нефть от­катились от своих недавних максимумов. Кроме того, введенные стандарты для коммерческого строитель­ства были ужесточены, что может привести к некото­рому замедлению в этом секторе. Тем не менее, отно­шение к деловым инвестициям улучшается, особенно в мелком бизнесе, что отражается в доступности кредита, необходимого для развития.

Жилищные инвестиции, кажется, немного замед­лились во втором квартале, после того, как неожидан­но благоприятная погода позволила ускорить рост в на­чале года. Строительство квартир показывает признаки охлаждения, отражая приход новых застройщиков и некоторое ужесточение кредитных условий для строи­тельства нового жилья. Строительство односемейных домов все еще развивает восходящую динамику, но сдерживается недостатком развитых площадок и ква­лифицированных рабочих.

Доля фирм малого бизнесом, отмечающих сложности при кредитовании (темным) и планирующих увеличить капитальные расходы.

Прогноз развития экономики США

Улучшение глобальной среды

По мере того, как лето все активнее вступает в свои права, мировая экономика продолжает демонстриро­вать признаки улучшения промышленного производ­ства, а также глобального экспорта. Хотя это расшире­ние не совсем устраивает многих сырьевых экспортеров и отличается от того, что наблюдалось в течение первой декады столетия, ситуация в экономике все же заметно отличается от того, что происходило в течение прошлых нескольких лет.

В прошлом месяце наблюдалось дальнейшее укре­пление промышленного производства в нескольких ев­ропейских странах, особенно в Германии и Франции, являющихся флагманами Еврозоны, что указывает на возможное усиление общего роста экономики региона в ближайшей перспективе.

Тем временем, кажется, приходит понимание, что центральные банки по всему миру должны будут на­чать корректировать, так называемый, «экспансиони­стский монетарный период» в истории глобальной эко­номики, особенно в развитых странах. Однако, мы все еще полагаем, что, если что-то и произойдет в этом на­правлении за следующие несколько кварталов, то это будет очень медленный и хорошо продуманный про­цесс. Центральные банки, как и в случае с Федеральным Резервом, должны определиться, какую степень уже­сточения монетарных условий развитые страны смогут поглотить, не угрожая наметившемуся экономическо­му восстановлению, что далеко не тривиальная задача.

Пока, мы уверены, что глобальное восстановление останется на месте и есть еще некоторое время, чтобы оно могло укрепиться. Возможно, самая большая про­блема для глобальной экономики сегодня заключает­
ся в том, насколько сильным и жизнеспособным будет это восстановление, даже если часть монетарных сти­мулов будет удалена. Этот глобальный процесс возвра­щает нас в 2013 год, когда Федеральный Резерв начал говорить о сокращении своей программы количествен­ного ослабления, а глобальное восстановление, хотя и очень слабыми темпами, продолжалось. Это означает, что, если исключить неприятные сюрпризы в монетар­ной и фискальной политике по всему миру, сдержан­ное, но устойчивое, восстановление, как ожидается, со­хранится.

Объем мирового экспорта (темным) и промышленного производства.

Торговля остается движущей силой Возможно, самую большую угрозу для текущего восстановления мировой экономики представляют тор­говые войны. Еще раз повторим, что именно торговля стала драйвером для глобальной экономики, и любая угроза консолидации этого процесса, вероятно, отразит­ся на темпах и силе глобального экономического роста.

Пока только Соединенные Штаты продолжают заявлять о несправедливой торговле и, таким образом, дискус­сия не получает широкого распространения. Однако, американские власти в настоящее время заняты пред­варительными переговорами с Мексикой относительно будущего NAFTA, и это особо не сказывается на обще­мировом экспорте. Но, если что-то произойдет с миро­вой торговлей, это может нарушить недавнее улучше­ние экспортного роста по всему миру, негативно влияя на один из немногих драйверов общей экономической активности на сегодняшний день. Таким образом, хотя мы видим улучшение долгосрочных перспектив гло­бальной экономики, мы также хорошо знаем о рисках, которые могли бы, по крайней мере, затормозить это экономическое восстановление. Обычно, более высо­кие процентные ставки затрудняют рост развивающих­ся экономик. Однако, процентные ставки все еще оста­ются на исторически низких уровнях и, вряд ли, смогут серьезно охладить экономический рост.

Таким образом, как мы указывали ранее, в то вре­мя как монетарные рычаги продолжают поддерживать экономический рост по всему миру, фискальные меры остаются чрезвычайно ограниченными. Поэтому, дохо­ды от экспортного роста могут помочь возместить недо­статок фискальных стимулов в мире, когда монетарная политика начинает разворачиваться. Кроме того, экс­портный доход может помочь поддерживать рост, осо­бенно в развивающихся странах. Это является еще од­ной причиной, почему любая угроза международной торговле может нанести ущерб текущему восстановле­нию глобальной экономики, когда монетарная полити­ка начинает становиться все менее стимулирующей.

Процентные ставки основных центробанков.

Прогноз развития мировых экономик

Прогноз процентных ставок

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *